Суббота, 04.05.2024, 09:42
МОУ «Гунэйская средняя общеобразовательная школа»
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

  Эрдынеева Ц.Д., заместитель  директора по НМР                                      

                                                              Гунэйской СОШ Агинского Бурятского округа

 

РАЗВИТИЕ НОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ОТНОШЕНИЙ В КУЛЬТУРЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

Необходимость гражданского, патриотического воспитания сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Существовавшая долгие годы система советского воспитания разрушена, но формирование гражданственности, патриотизма остается важнейшей задачей системы образования. Акценты перемещаются «с идеологического давления и внедрения подданнического типа политической культуры на развитие умений аналитического мышления и сознательной активности при участии в общественной жизни» [3. с.6]. В данном направлении сделано многое: появилось значительное количество учебных пособий, разработаны программы, проводятся семинары и конференции, созданы общественные организации, центры и клубы. Вместе с тем остаются и нерешенные проблемы: целостная система гражданского, патриотического воспитания пока лишь находится на стадии разработки, соотношение учебной и внеучебной воспитательной работы не определено; на законодательном уровне не утверждены государственные стандарты, преподаватели испытывают дефицит качественной литературы методического характера и т.д. Указанные проблемы порождают противоречия, характерные в современной России:

  • между новыми ценностными (демократическими) ориентациями школьников, которые интуитивно приспосабливаются к меняющимся политико-экономическим условиям, и консервативность сельской школы, как государственного института, и педагогического коллектива, склонного к авторитарному стилю в процессе обучения и воспитания;
  • между формируемым на уроке правовым пространством и неготовностью педагогических коллективов создать правовое пространство в стенах образовательного учреждения;
  • между необходимостью разработки и применения активных форм и методов обучения и внеучебной работы и преобладанием в школе традиционных образовательных и воспитательных технологий;

Эти проблемы и противоречия обосновывают необходимость разработки, апробации и широкого использования нового содержания и методов гражданского, патриотического воспитания школьников в сельской местности. В муниципальных образованиях Агинского Бурятского автономного округа, как и в других регионах России, идет модернизация сельских образовательных учреждений в рамках реализации национального проекта «Образование», однако у педагогов и руководителей школы много вопросов, главными из которых являются:

  • социально-экономические: сложное положение сельскохозяйственных предприятий, их низкая конкурентноспособность; низкая заработная плата сельских жителей; недостаточный уровень финансовой обеспеченности, трудности по обеспечению сельских школ высококвалифицированными кадрами; отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций;
  • пассивность сельского социума: неудовлетворенность родителей качеством образования; безразличие значительной части родителей к вопросам образования, их пристрастие к алкоголю;
  • сохраняющийся стереотип мышления руководителей хозяйства: в первую очередь необходимо обеспечить развитие материально-технической сферы;

Современное образование на селе, таким образом, уже не может успешно функционировать в прежних содержательных, организационных и педагогических формах. Это означает, что новая сельская школа также требует применения иных способов управления, что предполагает переосмысление базовых условий организации школьной жизни: переформулирование целей, задач, средств, способов оценивания и коммуникации. Таким образом, перед педагогическим коллективом Гунэйской средней общеобразовательной школы встала задача поиска эффективных средств и методов воспитания.

Несомненно, гражданское, патриотическое воспитание школьников – непрерывный процесс на протяжении всех лет обучения, который требует активного участия тех, на кого этот процесс направлен, а также демократичности и бережности тех, кто его осуществляет. Если воспитание, по мнению Макаренко А.С.- это «проектирование личности», то «воспитать человека–значит воспитать у него перспективные пути»[6, с.76]. 

Известный российский педагог, директор школы Караковский В. А. ставит под сомнение бытующую точку зрения, что пока мы не улучшим общественное бытие, нечего и мечтать об улучшении духовной жизни. Он считает, что школа, образование и воспитание – первичны, а экономика, политика, материальная жизнь людей следствие первого. Итальянский ученый Ауреллио Печчеи утверждает, что «проблема в итоге сводится к человеческим качествам и путям их совершенствования, ибо лишь через развитие челове-

ческих качеств и способностей можно добиться изменения ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей» [4, с. 9]. Кларина Л.  полагает, что общие цели развития детей можно условно разделить на фундаментальные и прикладные. В этом смысле гражданское, патриотическое воспитание является составной частью фундаментальной цели, так как оно «включает в себя формирование и развитие у ребенка базиса личностной культуры, его приобщение к способам познания, преобразования мира, эмоционально-ценностного отношения к нему» [5, с. 53]. Исходя из высказывания Выготского Л.С., «в ребенке потен-

циально заложено множество будущих личностей, он может стать и тем, и другим, и третьим. Воспитание производит социальный отбор наружной личности. Из человека как биотипа оно путем отбора формирует человека как социотипа» [2, с. 93], следует вывод о том, что гражданина формирует государство и школа. Вопрос состоит в том, каким содер-

жанием должно быть наполнено новое воспитание человека как социотипа и какие формы наиболее приемлемы? Горький А.М. отвечает на этот вопрос так: «он должен знать жизнь своей семьи, своей родины и своей земли–его земля–вся земля!» [2, с. 298].

Под термином «гражданское воспитание» понимается нами формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении к другим гражданам, способности выполнять свои обязанности, гармоничного сочетания патриотического, национального и интернационального чувств [9, с. 115]. «Патриотическое воспитание» - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины [11, с. 277].

В постановлении Правительства РФ от 11.07.05 № 422 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы"» определена цель- совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан РФ высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Патриотическое воспитание детей и молодежи считается приоритетным направлением программы, при этом акцент делается на осуществление в образовательных учреждениях совместной воспитательной работы школы, семьи, других учреждений и общественных организации. Поэтому нами предполагается, что один из эффективных способов развития новых ценностей и отношений в культуре сельских школьников - это социальное проектирование. Прутченков А.С., определяя понятие «социальное проектирование», рассматривает его как способ выражения идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей и задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой идеи [10,с.35]. Социальное проектирование «как особый вид деятельности подростка» представлены Беспаловой Г.М. и Виноградовой Н.М. [1, с. 14]. В нашем представлении социальное проектирование, как важнейшая для формирования гражданского общества деятельность подростка, самостоятельная и направленная на практическое решение определенной проблемы, способствует взаимодействию школьного сообщества с социальными учреждениями и властными органами.   Рассмотрим проекты, развивающие новые ценности и отношения школьников и успешно реализованные педагогами, чья профессиональная деятельность связана с обучением и воспитанием детей в сельской местности.

Накануне юбилея 60-летия Победы в Великой Отечественной войне появилась потребность в переосмыслении содержания воспитания школьников в отношении к происходящему событию. Прошло более 60 лет с того памятного дня. По истечении такого длительного срока участники войны, учитывая их преклонный возраст, могли  забыть некоторые моменты, эпизоды боевого прошлого. Поэтому осознание величия празднования 60-летия Победы и той посильной роли, которую внесли наши земляки – гунэйцы в это дело, будет более эффективным, если каждый школьник  примет участие в реализации проектов. Это обеспечит переориентацию их внутренних ресурсов, позволит им увидеть ужасы войны глазами  рядового солдата, земляка, человека, более близкого ему, чем герой художественной литературы. Таким образом, деятельностный подход  представляется более осознанным, чем традиционная встреча с ветеранами, их рассказ о войне. Обновление содержания воспитания школьников осуществлялось по следующим направлениям: поисковая работа, исследовательская деятельность, творчество учащихся и социальная помощь ветеранам и труженикам тыла. Задачей проекта «Страницы Великой Отечественной войны в поисковой деятельности учащихся» было вовлечение учащихся, учителей в разработку и реализацию проектов о боевом пути, о местах сражений, о семейных реликвиях, о детях и внуках участников войны. Всего из нашего села ушли на войну 87 земляков, из них 37 не вернулись. Сегодня рядом с нами живут 3 ветеранов: один из них Степанов Д. – участник Западного фронта, остальные – войны с Японией. С большим интересом  ребята составляли карты - схемы «По местам боевых сражений фронтовика», «Боевой путь солдата». В них ученики проследили весь маршрут своих ветеранов – Цыбенова И «прошлась»  по маршруту своего дедушки Цыбенова Ж, Дугаржапова Н. со слов своего дедушки восстановила его боевой путь начиная с места его призыва на войну. С чувством гордости за предоставленное право составить карту - схему боевого пути Жундуева Р, участника войны с Японией, своего дяди, взялся  Санжиев М. Он  отметил на ней место встречи молодого солдата Жундуева Р. с землячкой, медицинской сестрой Дугаровой Д. Не менее интересную работу представил Балжимаев А. (8 класс) – «По следам военной фотографии», написанную по результатам поисковой работы о Доржиеве Г.Ж., кавалере орденов Боевого Красного Знамени и Красной Звезды. В областном конкурсе поисковых работ среди учащихся его работа признана одним из лучших.

Работа над данным проектом позволило каждому его участнику узнать и некоторые малоизвестные, может даже неизвестные еще нам  материалы о войне, как бы «прикоснуться» в ходе поиска семейных реликвий к тем далеким для современной молодежи событиям.

Поиск информации, материалов, семейных реликвий, наличие личной мотивации – один из основных методов воспитания патриотических чувств в ходе реализации проектов учащихся 7, 8 и 11 классов. Также были привлечены учащиеся начальных классов, родители, специалисты МО «Гунэй», родственники ветеранов. Чимитцыренов Б. (4 кл.), племянник Цырендашиева Т.А., часами пропадал в читальном зале за книжками.  Он решил узнать, какими целебными свойствами обладает зеленый лук, который так любит его дядя.  Оказалось, действительно полезное для организма растение. С собранной информацией Чимитцыренов Б. выступил перед своими одноклассниками, а лук посадил дома на подоконнике. Этот свой подарок Баясхалан вручил дяде на заключительном вечере. Тумэр ахай не ожидал такого сюрприза, он подбежал к нему и со слезами на глазах благодарил за  бесценный подарок. Другой его племянник Сансараймаев Д. (2 кл.) посвятил ему свой рассказ. В нем говорится, что его дядя самый добрый, потому что у него всегда имеются припасенные для него конфеты.

В проекте «Страницы Великой Отечественной войны в творчестве учащихся» предусматривались различные конкурсы рисунков, песен, стихотворений, сочинений, персональная выставка рисунков ученицы 8 класса Дулмаевой С. В последующем они были использованы в создании группового коллажа на заключительном вечере. Осознание того, что наши ветераны являются патриотами и выполнили свой гражданский долг, защищая Отечество, а его долг – стремиться быть достойным им, передать следующему поколению память о них – все это должно было побудить детей к творчеству. Интересными были проекты конкурса песен, разработанные учителем музыки Дандаровой С.Б. Идея заключалась в том, чтобы выявить лучших исполнителей – девочек песен военных лет, посвященных юношам и наоборот, лучших исполнителей – мальчиков песен военных лет, посвященных девушкам. Другой конкурс, конкурс знатоков песен о войне, о мире, любимых песен дедушки и т.д. понравился многим.   Результат таких конкурсов - презентация  сборника песен военных лет. Особенность организации всех конкурсов – это состав групп. Ребята по своим интересам собирались в разновозрастные группы.

Заключительный вечер «Мы славим тебя, Солдат!» проходил в течение целого месяца и  был посвящен каждому ветерану войны отдельно: Степанову Д.С., участнику Западного фронта- 1 апреля,  Цыбенову Б. - 8 апреля, Барадиеву Б.- 15 апреля, Дугаржапову Н.Ж.- 20 апреля, Цырендашиеву Т. - 22 апреля, Жундуеву Р.Ж.- 30 апреля. Для гостей вечера в фойе сельского Дома культуры была представлена выставка: лучших рисунков по темам «Мир и война», «Это мой сосед», «Они защищали Родину», «Мы не хотим войны»; лучших стихотворений и сочинений о своих земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне, о малоизвестных фактах из их жизни и т.д.; оформили специальный стенд о ветеране по материалам поисковой работы: были представлены фотографии самого ветерана, его семьи, все ордена, медали, грамоты военных и послевоенных лет, сохранившиеся солдатские треугольники и т.д. День чествования был особенным не только для ветерана, но и для руководителей общественных организаций, всей его семьи: со словами благодарности поздравляли своего отца, дедушку дети и внуки, специально приехавшие с соседних сел, районного центра, даже из городов Улан –Удэ и Чита. Школьники выступали с результатами поисковой, исследовательской работы, презентовали мини-проекты. Особенно интересным для присутствующих был мини-проект «Принятие в пионеры» (9 кл., руководитель проекта Ринчинова Ц.Р.). На торжественной линейке,  под звуки горна и бой барабанов   бывшие вожатые Дугаржапов В.Н, бывший председатель родного колхоза, ныне пенсионер и Гурожапова Д.Д., много лет работавшая бухгалтером и кассиром колхоза, принимали в пионеры, как и в далеком 1956 году, лучших октябрят, ныне директора школы Семенова В.Ш., школьного валеолога Долгорову Г.З. и заместителя председателя колхоза Цыбенова Ц.Д. Слова пионерского обещания эхом отдавались в большом зале сельского Дома культуры. Слезы наворачивались на глаза пожилых людей. Это были слезы ностальгии по ушедшим годам, это были слезы радости, что сегодня школьники интересуются прошлым своей школы, своего села.  Отклик об этом проекте превзошел все ожидания, вниманию, оказанному каждому ветерану, благодарны были их дети, внуки, а сами ветераны до глубины души почувствовали важность происходящего события.

Таким образом, в общешкольный проект были вовлечены 173 учащихся, 34 учителя, глава администрации и четыре специалиста муниципального образования, директор ОАО «Гунэй», старшие «десятидворок» села, где проживают ветераны, 45 детей и внуков наших ветеранов. Также были вовлечены 7 членов Совета ветеранов, 8 членов Совета молодежи. Большую помощь учащимся в поисково-исследовательской работе, в организации выставки семейных реликвий оказали родственники фронтовиков.

. В целом проект «Патриотическое воспитание в рамках подготовки к 60-летию Победы» вызвал огромный эмоционально-психологический эффект ветеранов, односельчан, местного сообщества. На вечер «Мы славим тебя, Солдат!» приезжали жители, руководители соседних сел. Весть о необычном чествовании ветеранов в Гунэе распространился по всему Агинскому району.

Что касается специфики гражданского, патриотического воспитания в сельской школе, отметим, что в первую очередь педагог должен воспитывать у детей чувство любви к родному краю, к людям, живущим в нем; чувство гордости за то, что они родились на прекрасной земле их прадедов и отцов. Это проходит не в назидательной, поучающей форме, а именно через деятельностный подход, развивая компетентности школьников.  При анализе реализованных проектов было выявлено, что наибольший эффект для развития личностных качеств она имела у трех категорий детей:

·         это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом; хотя защита проекта в некоторых случаях проходила не блестяще, но для них это был личностный скачок, конкретное индивидуальное продвижение и успех, который нужно впоследствии поддержать;

·         это очень успешные дети, работа с которыми для педагогов действительно было совместным творчеством;

·         это те ученики, которые чего-то добиваются сами за счет трудолюбия;

Конечно, на селе существуют объективные трудности, которые усложняют воспитательную работу. Они связаны, например, с удаленностью специализированных объектов патриотического воспитания, таких как музеи, мемориальные комплексы, культурно-этногафические центры и т.п. Однако есть и свои преимущества. К ним относятся:

  • компактность воспитательной сферы – возможность подключить к патриотическим мероприятиям всех заинтересованных односельчан и охватить проводимой работой всех учащихся;
  • коммуникабельность субъектов внутри сферы – доверительность в общении, возникающая в силу личного знакомства и дружеских связей многих участников проекта, как детей, так и взрослых;
  • прикладной характер методов воспитания – обращение к местному историческому опыту в целях патриотического воспитания;

·                     получение результатов – небольшое число учащихся позволяет педагогу занять каждого из них в той или иной форме работы и установить быструю обратную связь – узнать, что школьники вкладывают в понятие «гражданин» и «патриот».

Таким образом, реализация ряда социальных проектов, организация авторами и участие их в проектах позволяют утверждать, что социальное проектирование развивает новые ценности и отношения в культуре сельских школьников. На основе теоретического и эмпирического материала в ходе исследования установлено, что более успешно процесс социально-значимой деятельности идет там, где учащиеся ощущают себя полноправными участниками жизни сообщества. Там, где дети приобретают навыки организаторской работы, они учатся принимать решения, определять степень своего участия, соотнося его с личными, общественными интересами. В целом проблема эффективного воспитания школьников сложна и многообразна. Настоящее исследование не может решить все вопросы, связанные с нею. Дальнейшая разработка проблемы предполагает более подробное изучение роли взрослых в процессе развития ценностей и новых отношений в культуре сельских школьников.

 

 

Список использованной литературы:

1.      Беспалова Г.М. Социальное проектирование подростка.- М., 2003.С.14.

2.      Выготский Л.С. Педагогическая психология.М.; Педагогика,1991.195 с.

3.

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz