Суббота, 04.05.2024, 15:27
МОУ «Гунэйская средняя общеобразовательная школа»
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Формирование основ социального капитала школьников через проекты

В условиях глобализации, интеграции, рыночной экономики не только утрачиваются духовные ценности, но и изменяются отношения между людьми: меньше доверия, снижается уровень гражданской (этнической) идентичности, толерантности, социальной сплоченности.

 

Результаты исследования уровня состояния социального капитала  школьников, педагогов и родителей нашей школы (находящейся в отдаленной от районного центра сельской местности) по методике Татарко А.Н. и Лебедевой Н.М. (Приложение №1. Методика исследования) показывают, что 45 % опрошенных не доверяют СМИ, 53% отмечают тенденцию снижения социальной сплоченности на селе (причина - рыночная экономика), 65 % наблюдают падение уровня гражданской, этнической идентичности молодого поколения, 77% - для развития социального капитала необходим новый облик школы. Этот факт подтверждает статья (Приложение № 2. Статья), напечатанная в районной газете («Агинская правда», № 129 (11762) от27.10. 2012 г.).

По мнению исследователей Татарко А.Н. и Лебедевой Н.М., доверие, сплоченность, взаимная толерантность, гражданская (этническая) идентичность – четыре компонента социального капитала и есть социальный механизм, управляющий неопределенностью социальных отношений и призванный снизить риск и активность сторон во взаимодействии, коммуникация становится более широкой, приобретает черты постоянства [5, с.21].

  Школа как социальный институт имеет большие возможности для развития социального капитала, в младшем школьном возрасте необходимо формировать его основы.

Цель проекта: формирование основ социального капитала младших школьников через проекты;

Задачи проекта:

Ø  Создать национально-игровую зону как среду (условие) для формирования основ социального капитала;

Ø  Разработать нормативно – правовую основу проекта,  критерии уровня формирования основ социального капитала;

Ø  Организовать фестиваль культуры народов, позволяющий получить младшим школьникам практический опыт межличностного отношения;

Ø  Выпустить  альбом с иллюстрациями, создать виртуальную галерею «Я познаю мир».

 

Достижение поставленной цели и задач осуществляется в три этапа:

Первый этап  -  проект «Национально – игровая зона в школьном дворе» (Приложение № 3. Проект  «Национально-игровая зона»). Срок: октябрь 2012 – декабрь 2013г. Второй этап  - проект  «Фестиваль культуры народов» (Приложение № 4. Проект «Фестиваль культуры народов». Срок: февраль – апрель 2013 г. Третий этап  – анализ и обобщение. Срок: май 2013 г. Участники проекта: учащиеся 1-4 классов, родители, педагоги, технические работники школы, выпускники; привлекаются учащиеся 7 – 8 классов, пенсионеры;

Проектный замысел: По-настоящему эффективное формирование основ социального капитала, во-первых, невозможно в «стенах здания», которое морально устарело, не соответствует современным потребностям. Проект «Национально – игровая зона в школьном дворе»  направлен на создание в школьном дворе многофункциональной национально – игровой зоны: зона русской культуры – это домик с плетеной изгородью, скамеечкой, «колодец», коромысло и  ведра – «кашпо» для цветов; зона бурятской культуры – это юрта – «песочница», телега – «шахматная доска»; коновязь –  «турник»; зона  английской культуры - это телефонная будка – «уголок уединения», Биг Бэн – «ракета», «двухэтажный английский автобус».  Общая занимаемая площадь – 40 кв.м (Приложение № 5. Карта зонирования школьного двора). Во-вторых, глубинный уровень овладения основами социального капитала видится нами на уровне осознания и включения в субъектную деятельность младших школьников, применения полученного опыта в практической жизни. Проект «Фестиваль культуры народов» позволяет реализовать данную идею, используя следующие методы - «вхождение» в культуру другого народа, переживание, стимулирование, ситуативные методы; приемы – «ломки стереотипов», «истории своего рода, про себя», Разработана нормативно-правовая основа проекта (Приложение 6. Положения).

 В целом проект позволяет:

- раскрыть путь формирования социального капитала младших школьников;

-  достичь нового качества образования, отвечающего потребностям всех участников образовательного процесса и основных заказчиков образовательных услуг; на основе данного опыта младшие школьники приобретут мотивацию и навыки моделирования социального пространства, активизируют свою гражданскую позицию;

- постичь культурные ценности, нормы и образцы поведения своего и других народов (от понимания до заимствования некоторых образцов деятельности и селективного их применения);

- гарантировать возможность вовлечения каждого воспитанника в деятельность по реализации проекта;

- положительно изменить межличностные отношения (доверие, социальная сплоченность, толерантность, идентичность);

- раскрыть свои таланты, реализовать интересы;

- добиваться в последующем личного и социального успеха;

 

Литература:

 

1.        Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование. Как изменить отношения в школе. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Изд.дом «Новый учебник», 2003 – 48 с.

2.        Горский В.А. и др. Примерные программы внеурочной деятельности / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов – М.: Просвещение, 2001

3.        Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. B.C. Магун. — М.: Издательство Института социологии РАН, 2006.- 327 с.

4.        Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Ч. 1,2.- М.: Просвещение, 2011.

5.        Луков В.А. Социальное проектирование. Изд-во Флинта. М.: 2007. – 239 с.

6.        Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Учебное пособие. Изд-во Феникс. М.: 2001. – 416 с.

7.        Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Социальный капитал: теория и психологические исследования: Монорафия.- М.: РУДН, 2009.- 233 с.


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz