Эрдынеева Ц.Д., заместитель
директора по НМР
Гунэйской СОШ
Агинского Бурятского округа
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА ПРАЗДНОВАНИЯ 65 ЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕНОЙ ВОЙНЫ) Один из эффективных
способов развития новых ценностей и отношений в культуре сельских школьников -
это социальное проектирование. Прутченков А.С., определяя понятие «социальное
проектирование», рассматривает его как способ выражения идеи улучшения
состояния окружающей среды языком конкретных целей и задач, мер и действий по
их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической
реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой идеи [10,с.35].
Социальное проектирование «как особый вид деятельности подростка» представлены
Беспаловой Г.М. и Виноградовой Н.М. [1, с. 14]. В нашем представлении
социальное проектирование, как важнейшая для формирования гражданского общества
деятельность подростка, самостоятельная и направленная на практическое решение
определенной проблемы, способствует «взаимодействию школьного сообщества с
социальными учреждениями и властными органами» [7, с. 42]. Рассмотрим проекты, развивающие новые
ценности и отношения школьников и успешно реализованные педагогами нашей школы.
Накануне юбилея 65-летия Победы в Великой Отечественной войне
появилась потребность в переосмыслении содержания воспитания школьников в
отношении к происходящему событию. Прошло более 65 лет с того памятного дня. По
истечении такого длительного срока участники войны, учитывая их преклонный
возраст, могли забыть некоторые моменты,
эпизоды боевого прошлого. Поэтому осознание величия празднования 65-летия
Победы и той посильной роли, которую внесли наши земляки – гунэйцы в это дело,
будет более эффективным, если каждый школьник
примет участие в реализации проектов. Это обеспечит «переориентацию их
внутренних ресурсов», позволит им увидеть ужасы войны глазами рядового солдата, земляка, человека, более
близкого ему, чем герой художественной литературы [8, с. 212]. Таким образом,
деятельностный подход представляется
более осознанным, чем традиционная встреча с ветеранами, их рассказ о войне.
Обновление содержания воспитания школьников осуществлялось по следующим
направлениям: поисковая работа, исследовательская деятельность, творчество
учащихся и социальная помощь ветеранам и труженикам тыла. Всего из нашего села
ушли на войну 87 земляков, из них 37 не вернулись. Участники поисковой группы составляли
карты – схемы. В них ученики проследили весь маршрут ветеранов: Цыбенова И. (10
класс) «прошлась» по маршруту своего дедушки Цыбенова Ж,
Дугаржапова Н. (10 класс) по воспоминаниям дедушки восстановила его боевой путь
с момента призыва. С чувством гордости за предоставленное право составить карту
- схему боевого пути Жундуева Р, участника войны с Японией, своего дяди,
взялся Санжиев М. (9 класс). Он отметил на ней место встречи молодого солдата
Жундуева Р. с землячкой, медицинской сестрой Дугаровой Д. Не менее интересную
работу представил Балжимаев А. (8 класс) на тему «По следам военной фотографии»
о Доржиеве Г.Ж., кавалере орденов Боевого Красного Знамени и Красной Звезды. В
областном конкурсе поисковых работ она признана одним из лучших. Работа над
проектом позволило каждому его участнику узнать и некоторые малоизвестные,
может даже неизвестные еще нам материалы
о войне, как бы «прикоснуться» в ходе поиска к тем далеким для современной
молодежи событиям.
Сбор
материалов на основе личной мотивации – один из основных методов воспитания
патриотических чувств. Чимитцыренов Б. (4 кл.), племянник Цырендашиева Т.А.,
участника войны с Японией, часами пропадал в читальном зале за книжками. Он решил узнать, какими целебными свойствами
обладает зеленый лук, который так любит его дядя. Оказалось, действительно полезное для
организма растение. Со своей собранной информацией о нем он выступил перед
своими одноклассниками. А на заключительном вечере Баясхалан подарил дяде лук,
выращенный им самим на подоконнике. Тумэр ахай не ожидал такого сюрприза, он
подбежал к нему и со слезами на глазах благодарил его за самый дорогой для него подарок. Другой его
племянник Сансараймаев Д. (2 кл.) прочитал свой рассказ о дяде. В нем
говорится, что его дядя самый добрый, потому что у него всегда имеются
припасенные для него конфеты.
В проекте «Страницы
Великой Отечественной войны в творчестве учащихся» предусматривались различные
конкурсы рисунков, песен, стихотворений, сочинений, персональная выставка
рисунков ученицы 8 класса Дулмаевой С. В последующем они были использованы в
создании группового коллажа на заключительном вечере. Осознание того, что наши
ветераны являются патриотами и выполнили свой гражданский долг, защищая
Отечество, а его долг – стремиться быть достойным им, передать следующему
поколению память о них – все это должно было побудить детей к творчеству.
Заключительный вечер «Мы
славим тебя, Солдат!» проходил в течение целого месяца и был посвящен каждому ветерану войны отдельно:
Степанову Д.С., участнику Западного фронта- 1 апреля, Цыбенову Б. - 8 апреля, Барадиеву Б.- 15
апреля, Дугаржапову Н.Ж.- 20 апреля, Цырендашиеву Т. - 22 апреля, Жундуеву
Р.Ж.- 30 апреля. Для гостей вечера в фойе сельского Дома культуры была представлена
выставка: лучших рисунков по темам «Мир и война», «Это мой сосед», «Они
защищали Родину», «Мы не хотим войны»; лучших стихотворений и сочинений; оформили
специальный стенд о ветеране по материалам поисковой работы: были представлены
фотографии самого ветерана, его семьи, все ордена, медали, грамоты военных и
послевоенных лет, сохранившиеся солдатские треугольники и т.д. День чествования
был особенным не только для ветерана, но и всей его семьи: поздравляли своего
отца, дедушку дети и внуки, специально приехавшие с соседних сел, районного
центра, даже из Улан –Удэ и Читы. Школьники выступали с результатами поисковой,
исследовательской работы, презентовали мини-проекты. Особенно интересным для
присутствующих был проект «Принятие в пионеры» (9 кл., руководитель проекта
Ринчинова Ц.Р.). На торжественной линейке,
под звуки горна и бой барабанов бывшие вожатые Дугаржапов В.Н (директор
совхоза «Гунэй», ныне пенсионер) и Гурожапова Д.Д. (много лет работавшая
бухгалтером и кассиром колхоза) принимали в пионеры, как и в далеком 1956 году,
лучших октябрят - Семенова В.Ш. (ныне директора школы), Долгорову Г.З. (учитель
математики) и Цыбенова Ц.Д. (заместителя председателя колхоза). Слова
пионерского обещания вновь прозвучали в зале сельского Дома культуры. До сих
пор остались они в памяти бывших пионеров. Слезы наворачивались на глаза
пожилых людей. Это были слезы ностальгии, это были слезы радости. Праздник
удался на славу. В общешкольный проект
были вовлечены 173 учащихся, 34 учителя, все специалисты администрации муниципального
образования, директор ОАО «Гунэй», старшие «десятидворок» села, где проживают
ветераны, 45 детей и внуков наших ветеранов. Вовлечены были в проект 7 членов
Совета ветеранов, 8 членов Совета молодежи. Большую помощь учащимся в
поисково-исследовательской работе, в организации выставки семейных реликвий
оказали родственники фронтовиков.
Таким образом, через
решение социально-значимых проблем в форме проектной деятельности в нашей школе
внедряется новая технология воспитания школьников. Они учатся принимать
решения, определять степень своего участия, соотнося его с личными,
общественными интересами. В целом проблема эффективного воспитания школьников
сложна и многообразна.
Список использованной литературы
1. Беспалова Г.М. Социальное проектирование подростка.-
М., 2003.С.14.
2. Маскин В.В., А.А.Петренко, Т.К.Меркулова Вариативные
модели модернизации сельской школы: Методическое пособие. – М.:АРКТИ, 2005.- 68
с. (Метод. биб-ка)
3. Монахов Н.И. Умом и сердцем. М.: Политиздат, 1982. 382
с.
4. Социальное проектирование / составитель
О.Б.Коновалова, Ж.В.Рыжова. Н.Новгород, изд-во «Педагогика», 2004, С. 35
Написана в 2007 г.
|