Суббота, 04.05.2024, 20:45
МОУ «Гунэйская средняя общеобразовательная школа»
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Эрдынеева Ц.Д., заместитель  директора по НМР 

                                                              Гунэйской СОШ Агинского Бурятского округа

 

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА ПРАЗДНОВАНИЯ 65 ЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕНОЙ ВОЙНЫ)

Один из эффективных способов развития новых ценностей и отношений в культуре сельских школьников - это социальное проектирование. Прутченков А.С., определяя понятие «социальное проектирование», рассматривает его как способ выражения идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей и задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой идеи [10,с.35]. Социальное проектирование «как особый вид деятельности подростка» представлены Беспаловой Г.М. и Виноградовой Н.М. [1, с. 14]. В нашем представлении социальное проектирование, как важнейшая для формирования гражданского общества деятельность подростка, самостоятельная и направленная на практическое решение определенной проблемы, способствует «взаимодействию школьного сообщества с социальными учреждениями и властными органами» [7, с. 42].      Рассмотрим проекты, развивающие новые ценности и отношения школьников и успешно реализованные педагогами нашей школы.

Накануне юбилея 65-летия Победы в Великой Отечественной войне появилась потребность в переосмыслении содержания воспитания школьников в отношении к происходящему событию. Прошло более 65 лет с того памятного дня. По истечении такого длительного срока участники войны, учитывая их преклонный возраст, могли  забыть некоторые моменты, эпизоды боевого прошлого. Поэтому осознание величия празднования 65-летия Победы и той посильной роли, которую внесли наши земляки – гунэйцы в это дело, будет более эффективным, если каждый школьник  примет участие в реализации проектов. Это обеспечит «переориентацию их внутренних ресурсов», позволит им увидеть ужасы войны глазами  рядового солдата, земляка, человека, более близкого ему, чем герой художественной литературы [8, с. 212]. Таким образом, деятельностный подход  представляется более осознанным, чем традиционная встреча с ветеранами, их рассказ о войне. Обновление содержания воспитания школьников осуществлялось по следующим направлениям: поисковая работа, исследовательская деятельность, творчество учащихся и социальная помощь ветеранам и труженикам тыла. Всего из нашего села ушли на войну 87 земляков, из них 37 не вернулись. Участники поисковой группы составляли карты – схемы. В них ученики проследили весь маршрут ветеранов: Цыбенова И. (10 класс)  «прошлась»  по маршруту своего дедушки Цыбенова Ж, Дугаржапова Н. (10 класс) по воспоминаниям дедушки восстановила его боевой путь с момента призыва. С чувством гордости за предоставленное право составить карту - схему боевого пути Жундуева Р, участника войны с Японией, своего дяди, взялся  Санжиев М. (9 класс). Он  отметил на ней место встречи молодого солдата Жундуева Р. с землячкой, медицинской сестрой Дугаровой Д. Не менее интересную работу представил Балжимаев А. (8 класс) на тему «По следам военной фотографии» о Доржиеве Г.Ж., кавалере орденов Боевого Красного Знамени и Красной Звезды. В областном конкурсе поисковых работ она признана одним из лучших. Работа над проектом позволило каждому его участнику узнать и некоторые малоизвестные, может даже неизвестные еще нам  материалы о войне, как бы «прикоснуться» в ходе поиска к тем далеким для современной молодежи событиям.

Сбор материалов на основе личной мотивации – один из основных методов воспитания патриотических чувств. Чимитцыренов Б. (4 кл.), племянник Цырендашиева Т.А., участника войны с Японией, часами пропадал в читальном зале за книжками.  Он решил узнать, какими целебными свойствами обладает зеленый лук, который так любит его дядя.  Оказалось, действительно полезное для организма растение. Со своей собранной информацией о нем он выступил перед своими одноклассниками. А на заключительном вечере Баясхалан подарил дяде лук, выращенный им самим на подоконнике. Тумэр ахай не ожидал такого сюрприза, он подбежал к нему и со слезами на глазах благодарил его за  самый дорогой для него подарок. Другой его племянник Сансараймаев Д. (2 кл.) прочитал свой рассказ о дяде. В нем говорится, что его дядя самый добрый, потому что у него всегда имеются припасенные для него конфеты.

В проекте «Страницы Великой Отечественной войны в творчестве учащихся» предусматривались различные конкурсы рисунков, песен, стихотворений, сочинений, персональная выставка рисунков ученицы 8 класса Дулмаевой С. В последующем они были использованы в создании группового коллажа на заключительном вечере. Осознание того, что наши ветераны являются патриотами и выполнили свой гражданский долг, защищая Отечество, а его долг – стремиться быть достойным им, передать следующему поколению память о них – все это должно было побудить детей к творчеству.

Заключительный вечер «Мы славим тебя, Солдат!» проходил в течение целого месяца и  был посвящен каждому ветерану войны отдельно: Степанову Д.С., участнику Западного фронта- 1 апреля,  Цыбенову Б. - 8 апреля, Барадиеву Б.- 15 апреля, Дугаржапову Н.Ж.- 20 апреля, Цырендашиеву Т. - 22 апреля, Жундуеву Р.Ж.- 30 апреля. Для гостей вечера в фойе сельского Дома культуры была представлена выставка: лучших рисунков по темам «Мир и война», «Это мой сосед», «Они защищали Родину», «Мы не хотим войны»; лучших стихотворений и сочинений; оформили специальный стенд о ветеране по материалам поисковой работы: были представлены фотографии самого ветерана, его семьи, все ордена, медали, грамоты военных и послевоенных лет, сохранившиеся солдатские треугольники и т.д. День чествования был особенным не только для ветерана, но и всей его семьи: поздравляли своего отца, дедушку дети и внуки, специально приехавшие с соседних сел, районного центра, даже из Улан –Удэ и Читы. Школьники выступали с результатами поисковой, исследовательской работы, презентовали мини-проекты. Особенно интересным для присутствующих был проект «Принятие в пионеры» (9 кл., руководитель проекта Ринчинова Ц.Р.). На торжественной линейке,  под звуки горна и бой барабанов   бывшие вожатые Дугаржапов В.Н (директор совхоза «Гунэй», ныне пенсионер) и Гурожапова Д.Д. (много лет работавшая бухгалтером и кассиром колхоза) принимали в пионеры, как и в далеком 1956 году, лучших октябрят - Семенова В.Ш. (ныне директора школы), Долгорову Г.З. (учитель математики) и Цыбенова Ц.Д. (заместителя председателя колхоза). Слова пионерского обещания вновь прозвучали в зале сельского Дома культуры. До сих пор остались они в памяти бывших пионеров. Слезы наворачивались на глаза пожилых людей. Это были слезы ностальгии, это были слезы радости. Праздник удался на славу. В  общешкольный проект были вовлечены 173 учащихся, 34 учителя, все специалисты администрации муниципального образования, директор ОАО «Гунэй», старшие «десятидворок» села, где проживают ветераны, 45 детей и внуков наших ветеранов. Вовлечены были в проект 7 членов Совета ветеранов, 8 членов Совета молодежи. Большую помощь учащимся в поисково-исследовательской работе, в организации выставки семейных реликвий оказали родственники фронтовиков.

Таким образом, через решение социально-значимых проблем в форме проектной деятельности в нашей школе внедряется новая технология воспитания школьников. Они учатся принимать решения, определять степень своего участия, соотнося его с личными, общественными интересами. В целом проблема эффективного воспитания школьников сложна и многообразна.

Список использованной литературы

1.     Беспалова Г.М. Социальное проектирование подростка.- М., 2003.С.14.

2.     Маскин В.В., А.А.Петренко, Т.К.Меркулова Вариативные модели модернизации сельской школы: Методическое пособие. – М.:АРКТИ, 2005.- 68 с. (Метод. биб-ка)

3.     Монахов Н.И. Умом и сердцем. М.: Политиздат, 1982. 382 с.

4.     Социальное проектирование / составитель О.Б.Коновалова, Ж.В.Рыжова. Н.Новгород, изд-во «Педагогика», 2004, С. 35

Написана в 2007 г.

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz