Тема:
«Сложносочиненное предложение»
Базовые : знания – состава сложного предложения; предикативные части в
ССП независимы друг от друга (равноправны);
умения
– называть и различать сложное предложение по количеству грамматических основ в
составе предложения; строить схему сложного предложения;
Развиваемые: знания – функции
сочинительных союзов; классификацию типов сложносочиненных предложений и виды связи
между его частями;
умения – по отличительным признакам (наличие сочинительного
союза между предикативными частями, независимость и равноправие предикативных
частей проявляется в том, что от одной части предложения к другой нельзя
поставить вопрос) опознавать ССП; различать ССП от простого предложения с
однородными членами; различать виды ССП, понимать их основные
значения; отличать основные и дополнительные значения предложений разных видов;
расставлять знаки препинания; аргументировать употребление союзов и знаков препинания;
строить схему сложносочиненного предложения; классифицировать типы
сложносочиненных предложений и видов связи между его частями; характеризовать
тип предложения, иллюстрируя ответ конкретными примерами; употреблять в речи
ССП и знаки препинания; ориентироваться в фактах и явлениях данной области
языка;
Основные
понятия по теме «Сложносочиненное предложение»:
1.
отличительной особенностью ССП является наличие сочинительного союза
между предикативными частями;
2.
равноправие и независимость
предикативных частей проявляется в том, что от одной части предложения к другой нельзя поставить вопрос;
3.
в то же время
независимость предикативных частей относительная (слабая), так как речь идет об
одном предложении, включающей несколько грамматических основ;
4.
союзы в ССП, выражая связь между простыми
предложениями, не входит ни в одно из
них, а располагаются между ними
(при перестановке простых предложений союз остается между предложениями);
5.
если простые
предложения в составе сложного можно переставить, значить, они по смыслу равноправны по отношению друг к другу;
6.
ССП можно
заменить СПП
7.
используются и
дополнительные средства связи: а) очень часто предложение имеет один общий для
всех частей второстепенный член предложения; б) слова, требующие пояснения (Наш
спутник заболел, и ЭТО всех волновало);
8.
основные отношения между предикативными частями выражаются
соответствующими союзами (соединительные, противительные и разделительные);
9.
в каждом предложении присутствует оттенок основного значения (например, в
предложениях с соединительными отношениями очень часто выражается временное
значение последовательности или одновременности протекания событий, нередко
причинно-следственные отношения: Сверкнула молния и послышался раскат грома
(временное значение последовательности). Ярко сияло солнце, и все кругом
зеленело (временное значение одновременности). Скупой с ключом в руке от голода
(причина) издох (следствие) на сундуке (причинно-следственные
отношения) (И.Крылов))
10.
разная степень
связи частей предложения при письме отражается знаками препинания (запятая,
точка с запятой и тире);
8.запятая не ставится,
если есть в ССП общий второстепенный член;
|