Суббота, 04.05.2024, 11:04
МОУ «Гунэйская средняя общеобразовательная школа»
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Блочно-модульное обучение

Блочно-модульное обучение на уроках русского языка:

сущность, проблемы и перспективы..

Дидактический цикл (авторский, на основе 4-х цикл В.В. Гузеева)

         Блочно-модульное обучение способствует  прежде всего формированию взаимосвязанной системы уроков разных типов и видов, позволяющих эффективно реализовать его развивающие возможности.

Дидактический цикл включает в себя постановочное занятие (мотивационное), блок групповых занятий (фронтальные проработки темы), занятий по индивидуальным результатам учащихся, контрольно-корректировочный блок.

         Постановочное занятие (1-2 урока в зависимости от темы). Основная цель – дать опережающее представление об изучаемом материале, определить последовательность и продолжительность работы с ним, показать его значимость для развития различных сторон личности ученика и профессионального самоопределения. На данном этапе работы учащиеся не делают записи, а по тетради на печатной основе внимательно следят за объяснением учителя, главное, включаются в обсуждение, задают вопросы, выясняют все нюансы материала, словом, овладевают новой информацией с возможностью свободно его воспроизвести. Учитель же здесь старается раскрыть все моменты темы, используя различные средства, но внимание школьников акцентируется на основных моментах, при необходимости повторяется несколько раз. Обязательная задача учителя на постановочном уроке – диагностика степени знакомства учащихся с новым материалом (происходит в процессе общения). С учетом этого определяются цели обучения и направление помощи ученикам в формулировании их личных учебных целей. Основной результат постановочного занятия – обретение каждым учеником личного смысла освоения данного модуля и проектирование возможных индивидуальных траекторий учения (маршрутный лист к модулю). Индивидуальные траектории предусматривают выбор формы и способов учебной работы, желаемого уровня освоения учебного материала, проектов и т.д. На этом же занятии планируются результаты изучения модуля, формы итоговой проверки, темы творческих проектов. К постановочному уроку учитель готовит маршрутную карту модуля.

         После постановочного занятия проводится урок общения (при изучении больших по объему тем), но чаще он совмещается с постановочным занятием. После этого проводится серия групповых или парных занятий, нацеленных на то, чтобы в процессе освоения ведущих идей, основных понятий данного блока были обязательно освоены все возможные виды, приемы и способы работы с этим содержанием; сформированы и развиты все необходимые для работы с содержанием предметные, универсальные и личные умения. Данная работа удобна тем, что позволяет учащимся в рамках одного классного коллектива работать в собственном темпе и на своем уровне сложности. Для этого учитель готовит алгоритм работы, опорный конспект, специальные блоки заданий разного уровня сложности и задания для самоконтроля учебной деятельности. При этом часть учащихся может работать на занятии полностью самостоятельно по достижению результатов, начиная с базового уровня; часть – в значительной степени самостоятельно, обращаясь к учителю в случае затруднения, а часть – под непосредственным руководством учителя. В зависимости от успешности работы состав групп или пары может меняться. Обязательное условие эффективности групповых занятий – четкая система обратной связи, своевременное выявление типичных ошибок и индивидуальных затруднений у ребят. С типичными ошибками проводится специальная работа в групповой форме, а индивидуальные затруднения являются основой для занятий с учеником по целям (в маршрутном листе указан внизу). Формами таких уроков чаще всего являются беседа, поиск и т.д. В целом данный вид занятия представлен в ОП учителя, соответственно в модульной программе, как 3 цикл (самостоятельная работа; закрепление). Сюда же мы включаем занятия по индивидуальным целям. Каждый учащийся, выполняя задания для самоконтроля, выявляет свои проблемы (слабые места в знаниях и умениях). В зависимости от этого он выстраивает с помощью учителя свою образовательную траекторию на предстоящие занятия. На занятии по индивидуальным целям каждый ученик определяет возможный или желаемый уровень освоения материала. Если возможности невелики и у учащегося много затруднений, то уровень усвоения – базовый. Здесь основная задача учителя – помочь ученик с выбором тех видов деятельности, что наиболее эффективны для формирования необходимых ему знаний, умений и поступательного развития. Учащиеся, у которых мало затруднений, могут расширить или углубить свои знания и усовершенствовать умения, работая над заданиями повышенной сложности, творческого или исследовательского характера. Учитель заранее готовит для самостоятельной работы задания данного уровня. Если ученик устал, не хочет дальше работать, то может помочь однокласснику или готовить итоговый творческий проект. Таким образом, занятия по индивидуальным целям позволяют реализовать в одном классе одновременно несколько уровней освоения материала: базовый, повышенный или расширенный, творческий.

         Для того, чтобы ученики могли работать самостоятельно в собственном темпе на протяжении всего дидактического цикла, используются маршрутные карты, которые выдаются на постановочном занятии. Ученик имеет право вносить собственные информации в эту карту. Итогом работы по модульной программе кроме проверочных тестов, контрольных работ и зачетов, является и  участие в проекте «Школьный музей». Он может выполняться индивидуально, в паре и в малой группе.

         Контрольно-корректировочные занятия служат выявлению того, насколько достигнуты планируемые результаты и внесению корректив. Формы занятий – тематический зачет учителю, либо хорошо успевающему однокласснику, урок- тестирование по теме и экзаменационный тест.

         Проблемы обучения        

         Говоря об эффективности блочно-модульного обучения на уроках русского языка, нельзя не сказать и о некоторых его недостатках. Прежде всего, использование данного метода требует психологической переориентации самого учителя: он должен принять новую систему профессиональных ценностей. Развитие ученика – главная цель его работы, а содержание предмета – средство, помогающее достичь ее. Кроме того, проблемы возникают, если учитель владеет небольшим количеством приемов и техник организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Следующая проблема блочно-модульного обучения заключается в высокой трудоемкости его применения. Учителю приходится разрабатывать весь  методический, дидактический и контрольно-оценочный материал на разных уровнях, готовить маршрутные карты учащихся и т.д. Слабо разработана технология оценивания достижений учащихся. Возникает следующая ситуация: ученики осваивают учебный материал на разном уровне сложности. За то же самое время одни успевают качественно овладеть только базовым уровнем, а другие кроме этого выполняют еще творческую работу. Как в таком случае оценивать? За репродуктивную деятельность одинаково как и за продуктивную? Нами же освоение базового уровня оценивается как «удовлетворительно», повышенного – «хорошо», творческого – «отлично».  

Первичные результаты и перспективы работы

Прежде всего – осознание самими учащимися цели обучения русскому языку. Процесс обучения носит адресный характер, познание учебного материала не узкопредметное, а социально-ориентированное. Блочно-модульное обучение вызвало изменения в организации обучения: учебные занятия строятся в системе и складываются из разных типов. Их набор обусловлен специфическими задачами обучения: мотивация к изучению темы, сообщение основного содержания, самостоятельная проработка материала, контроль. В перспективе планируется разработать критерии эффективного оценивания достижений учащихся.

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz