Суббота, 04.05.2024, 19:28
МОУ «Гунэйская средняя общеобразовательная школа»
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Эрдынеева Ц.Д.,

заместитель директора по НМР,

Гунэйская средняя общеобразовательная школа  

 

Индивидуальная организация  труда исследователя
В разные времена теория и практика образования взаимодействовали по-разному. Бывали периоды, когда наука лидировала и шла далеко впереди. Тогда школа «тянулась» за ней, действовала по предписаниям ученых. Бывало и наоборот, когда лидировала практика. В целом все это есть способы освоения действительности, хотя и разные. На данном этапе мы видим, как началось движение практики к науке, к ученым и научным центрам. Этап стихийного, слепого школьного новаторства закончился. Сегодня мы являемся свидетелями нового этапа связи науки и практики и в нашем округе. Началась она с приобщения педагога к исследовательской деятельности: на курсах педагога – исследователя в институте повышения квалификации нас обучили технологии, научным способам решения текущих школьных проблем, самостоятельно проводить исследования. Вначале сами мы путались в объектах и предметах исследования, в определении гипотезы, но постоянная тренировка в виде исследовательской работы со школьниками, с педагогами, самообразование помогли нам совершенствовать свое умение. Об этом свидетельствует тот факт, что в  последние годы сильно продвинулось вперед качество выполнения исследовательских работ школьниками.

Затем приобщение к исследовательской деятельности педагогов было продолжено на курсах профессиональной переподготовки «Профильная школа» в объеме 501 часа. Это обучение во многом сблизило нас, школьных практиков, с наукой.  Правда, не все педагоги занялись научными исследованиями. Причин тому несколько, среди них – нехватка времени. Сложно совмещать работу педагога в современных условиях с научной деятельностью. Выжили те, кто действительно заинтересовался научной стороной своей работы, овладел исследовательскими знаниями и умениями, и что также важно – самоорганизацией труда. Для педагога исследовательская деятельность «есть лишь средство решения насущных воспитательных, организационных и управленческих проблем», его еще только «предстоит квалифицировать как научную через экспертизу публикаций и диссертации»  (1, с. 8). Ему необходимо дальше совершенствоваться, поэтому для научно-исследовательской деятельности педагог в первую очередь должен научиться правильно организовать свое время.

В литературе даются самые разные рекомендации, но большее значение придается организации самого исследования, выделению в нем этапов.  Например, П. В. Кожевников предлагает расчленять экспериментальную работу на три этапа: ориентировочные опыты (перед составлением рабочего плана), затем 20-30% последующих опытов, после них - изучение литературы и вслед за ним продолжение опытов. Встречается мнение, что работу надо начинать с собственного исследования, а уже потом знакомиться с литературой - тогда исследователь якобы сохраняет полную самостоятельность суждений. Существует и прямо противоположное мнение: нельзя приступать к самостоятельному исследованию, пока не изучена вся литература (2, с.43).

Нами полагается, что педагогу, совмещающему педагогическую деятельность с научно-исследовательской, вначале важно научиться правильно организовать свое время. От этого зависит многое, в том числе эффективность проводимого исследования. Под правильной организацией индивидуального времени исследователя предусматривается ряд мероприятий социологического и психофизиологического характера, осуществляемого педагогом с целью повышения эффективности проводимых исследований.

Прежде всего педагогу, занимающемуся научным исследованием нужно научиться беречь время сразу, с первой минуты. Для этого, «как минимум, надо изменить свое представление о времени, о себе, о работе не как о разнопланетных явлениях. Это одно целое, неделимое» (1, с. 131).

Второй урок подсказала сама жизнь: необходимо выработать свой ритм. Делается это с учетом  биоритма каждого человека индивидуально. Кому-то лучше поработать 2-3 часа над теоретическим материалом утром, чередуя его с уроками в школе, а потом вечером вернуться к ней. Самое главное – найти свое самое продуктивное время, тогда все другие часы работы не будут в тягость.

Третий урок – приучить себя к самостоятельности. Это дает возможность почувствовать свою силу, способность хоть с трудом, но «самостоятельно начать в науке».

Этот урок плавно подводит нас к четвертому уроку – моральное стимулирование. Б.Н. Волгин считает: «Самостимулирование – лучший катализатор научной работы. Специфика личностной творческой работы состоит в том, что без собственного увлечения, без интереса к ней нельзя сделать ничего по настоящему значительного. Интерес же к своей работе, увлеченность ею можно и нужно развивать и воспитывать в себе». Самостимулирование – это волевая направленность и настроенность, оно создает предпосылки для вдохновения. Поэтому, кроме интереса, педагог, занимающийся научной работой, должен приучить самого себя хвалить за достигнутые результаты. Вот, например, научился работать с библиографией, мысленно нужно себе сказать «Молодец, ты, оказывается, это умеешь!»; хорошие научные статьи стал  писать и это явно видно  – удивись самому себе «Неужели это ты написал?» и можно смело приступать к материальному стимулированию самого себя (скажем, купить давно приглянувшуюся вещицу или что-то в этом роде). Это особенно помогает тем, у кого опыт педагогической деятельности большой, отсюда обычно самооценка низкая.

Суть пятого урока – наличие постоянного и хорошо оборудованного рабочего места дома. Обязательно должны быть компьютер, хорошо бы еще иметь ноутбук (чтобы всегда под рукой был). Нужно сразу приучить себя набирать и печатать тексты, создавать банки данных, редактировать, конспектировать и делать любую другую работу.

Удобно иметь электронную библиотечку. Это будет шестым уроком – информационное обеспечение научного исследования. Сюда можно еще отнести электронные варианты конспектов прочитанной литературы, тематические подборки разнообразных материалов, разложенные в папки и т.д., но, главное, найти время и не забыть этот материал скопировать на другой носитель, скажем на диск.

Из перечисленных нами уроков на основе личного опыта видно, что рациональная организация предполагает использование комплекса индивидуальных особенностей работника. Так, экономия времени требует сочетания твердости характера, самоорганизация предполагает целеустремленность и сосредоточенность работника, самостимулирование поднимает самооценку и т. д. Все эти черты необходимо воспитывать.

Как ни многообразны методы воспитания, как ни велика воспитательная роль научного руководителя, старших товарищей, общественных организаций, какой бы совершенной ни была система культурно-воспитательных мероприятий, основой воспитания научного работника является работа над собой, или самовоспитание. К самовоспитанию надо прежде всего отнести мероприятия по развитию задатков и способностей в какой-либо специальной области, и в частности самотренировку, т. е. систематическую деятельность, направленную па формирование рациональных навыков труда. При благоприятных условиях такая самотренировка прививает исследователю необходимые элементы культуры умственного труда: культуру памяти, внимания, наблюдения, изложения, речи.

Поскольку осуществление многих принципов организации научного труда требует ряда моральных, и волевых качеств и свойств характера, самовоспитание должно включать тренировку мужества и смелости, терпения и настойчивости, выдержки и самообладания, контактности и приспособляемости.

Таким образом, выработка организованности в труде способствует закреплению приобретаемых умений в навыках, привычках, что экономит время, энергию для научного труда. Несомненно, профессионализм – дело наживное. Знания накапливаются, чтобы в одно прекрасное время дать нам прозрение, дать что-то понять, позволить породить новую идею. И если не будет такой постепенной, постоянной, накопительной работы, то не будет ни идей, ни успеха. 

 

Использованная литература:

1.        Безрукова В.С. Настольная книга педагога – исследователя. Екатеринбург: Дом учителя, 2000.

2.        Ерастов Н.П. Методика самостоятельной работы. М.: Мысль, 1985.

3.        Общая психология /Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. М.: Просвещение, 1981.

 

Опубликована в сборнике «Аспирантские чтения», 2010 г

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz