Суббота, 04.05.2024, 10:13
МОУ «Гунэйская средняя общеобразовательная школа»
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Формирование основ социального капитала младших школьников через социальные проекты.
  Краткая аннотация: 
Проект "Формирование основ социального капитала младших школьников через социальное проектирование» разработан в рамках ФГОС второго поколения.
  Основной замысел проекта – формирование основ доверия, социальной сплоченности, толерантности, гражданской (этнической) идентичности младших школьников через создание в школьном дворе сельского ОУ многофункциональной национально-игровой зоны и организацию в ней фестиваля культуры народов.
В ходе реализации проекта учащиеся развивают межличностные отношения, добиваются личного и социального успеха.


 В условиях глобализации, интеграции, рыночной экономики не только утрачиваются духовные ценности, но и изменяются отношения между людьми: меньше доверия, снижается уровень гражданской (этнической) идентичности, толерантности, социальной сплоченности. 

Результаты исследования уровня состояния социального капитала школьников, педагогов и родителей нашей школы (находящейся в отдаленной от районного центра сельской местности) по методике Татарко А.Н. и Лебедевой Н.М. (Приложение №1. Методика исследования) показывают, что 45 % опрошенных не доверяют СМИ, 53% отмечают тенденцию снижения социальной сплоченности на селе (причина - рыночная экономика), 65 % наблюдают падение уровня гражданской, этнической идентичности молодого поколения, 77% - для развития социального капитала необходим новый облик школы. Этот факт подтверждает статья (Приложение № 2. Статья), напечатанная в районной газете («Агинская правда», № 129 (11762) от27.10. 2012 г.).

По мнению исследователей Татарко А.Н. и Лебедевой Н.М., доверие, сплоченность, взаимная толерантность, гражданская (этническая) идентичность – четыре компонента социального капитала и есть социальный механизм, управляющий неопределенностью социальных отношений и призванный снизить риск и активность сторон во взаимодействии, коммуникация становится более широкой, приобретает черты постоянства [5, с.21].
Школа как социальный институт имеет большие возможности для развития социального капитала, в младшем школьном возрасте необходимо формировать его основы.

Цель проекта: формирование основ социального капитала младших школьников через социальное проектирование;
Задачи проекта:
- Создать национально-игровую зону как среду (условие) для формирования основ социального капитала;
- Разработать нормативно – правовую основу проекта, критерии уровня формирования основ социального капитала;
- Организовать фестиваль культуры народов, позволяющий получить младшим школьникам практический опыт межличностного отношения;
- Выпустить альбом с иллюстрациями, создать виртуальную галерею «Я познаю мир».

Стратегия достижения поставленной цели:
Достижение поставленной цели и задач осуществляется в три этапа: 


Первый этап (подготовительный) - проект «Национально – игровая зона в школьном дворе» (Приложение № 3. Проект «Национально-игровая зона»). Участники проекта: школьники 1-4 классов, их родители, технические работники школы, педагоги, выпускники школы – создаются три рабочие группы (по количеству зоны); привлекаются пенсионеры, ветераны труда; В конце первого этапа проводится итоговая оценка национально – игровой зоны с привлечением Главы администрации сельского поселения, председателя Совета ветеранов, председателя Совета сельских депутатов, сельского фельдшера. Срок реализации: октябрь 2012 – декабрь 2013г

Второй этап (основной) - проект «Фестиваль культуры народов», каждая из которых представляет собой комплекс взаимосвязанных задач, мероприятий, нацеленных на развитие межличностных отношений (Приложение № 4. Проект «Фестиваль культуры народов»). Участники проекта: младшие школьники, родители, привлекаются: специалисты службы сопровождения, старшеклассники для организации интернет - общения со сверстниками из других регионов; приглашаются: представители местных общественных организаций, учащиеся школы соседнего района.
В процессе реализации проекта, помимо процедур мониторинга, служба сопровождения проводит промежуточную, а в конце второго этапа - итоговую оценку формирования основ социального капитала. Срок реализации проекта: февраль – апрель 2013 г.

Третий этап (заключительный) – анализ и обобщение. Срок: май 2013 г
Проектный замысел: По-настоящему эффективное формирование основ социального капитала, во-первых, невозможно в «стенах здания», которое морально устарело, не соответствует современным потребностям; во-вторых, качественное его усвоение возможно только через субъектную деятельность детей путем «вхождения» в нее.

Проект «Национально – игровая зона в школьном дворе» направлен на создание в школьном дворе многофункциональной национально – игровой зоны: зона русской, бурятской, английской культур, общая занимаемая площадь – 40 кв.м. (Приложение № 5. Карта зонирования школьного двора)
Зона русской культуры - небольшой бревенчатый домик с заваленками, скамеечкой и плетеной изгородью, «колодец» с коромыслом и «ведрами – кашпо» для цветов. Здесь будут проводиться мероприятия, в будние дни можно использовать как игровую площадку.

Зона бурятской культуры – «юрта – песочница» в натуральную величину (без войлока); здесь в теплое время года для младших школьников будут проходить конкурсы песочных замков, а на праздновании Сагаалган (Новый год по лунному календарю) – традиционные обрядовые мероприятия; четырехколесная «телега - шахматная доска»; коновязь (сэргэ) – «турник», чтобы развивать ловкость, координацию и т.д.

Зона английской культуры - красная телефонная будка – «уголок уединения», знаменитый Биг Бэн – «ракета», а на «Уолд –стрит» - «двухэтажный английский автобус».
Проект «Фестиваль культуры народов» предполагает «встречу», «вхождение» в культуру другого народа. Глубинный уровень овладения ими видится нами на уровне осознания и включения в деятельность младших школьников, применения опыта в своей жизни.

План действий (Приложение 7)
№ мероприятия сроки ответственный
Первый этап (подготовительный) 


1 Проект «Национально-игровая зона в школьном дворе» Октябрь 2012 г
декабрь 2013 г Цыбенов ББ, зам директора по хозяйственной части ОУ
Разработка нормативно – правовой основы проекта (Приложение № 6. Положения):
- Положение о проведении «Фестиваля культуры народов»;
- Положение конкурса на лучшее приготовление блюда
- Положение о проведении игры «Крикет»
- Положение конкурса на лучшего игрока шагай (костяшки);
- Положение соревнования на лучшую командную игру в «Городки» Ноябрь 2012 г Эрдынеева ЦД, замдиректора по НМР
Разработка критерий уровня формирования основ социального капитала Декабрь 2012 г.

Второй этап (основной)
Проект «Фестиваль культуры народов» Февраль – апрель 2013 г Мальцева МЮ, руководитель МО учителей начальной школы.


Третий этап (заключительный)
1 Анализ и обобщение:
- оформление портфолио учащихся 1-4 кл;
- заседание МО учителей начальных классов; 


В течение проекта
04.05.2013 г
Учителя 1-4 кл

Рук-ль МО
2 Выпуск альбома с иллюстрациями:
- проект дизайна;
- выбор фотографий (иллюстраций), подбор комментарий к ним;
- печать фотографий;
- оформление альбома;
- презентация альбома в сельском Доме культуры на сходе граждан; 12-20.05. 2013 Семенова СЖ, учитель математики, школьный фотограф-любитель
3 Создать виртуальную фотогалерею «Я познаю мир» (по классам): 12-22.05.2013 г Учителя начальных классов

Оценка уровня формирования основ социального капитала младших школьников (Приложение 8).

№ критерии Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1 Ценностно-мотивационный Осознание ценностей (доверия, сплоченности, толерантности, гражданской идентичности) и умелая реализация их в окружающей среде Осознают необходимость формирования личностных качеств, но не всегда готовы действовать для достижения поставленной цели Низкий уровень осознанности, отсутствие перспектив, нежелание действовать
2 Деятельностно-практический Поведение соответствует приобретенным знаниям, умеет соотносить свои устремления с умениями, проявляется устойчивость Может и стремится свои внутренние потребности реализовать, но не всегда последовательно Не участвует, не умеет соотносить свои личностные установки с общечеловеческими нормами
3 Интеллектуально-познавательный Умеет объективно оценивать собственные возможности, способности и стремления; имеет стойкие установки на формирование у себя конкретных качеств Не всегда объективны в оценке; социально-нравственные ориентиры находятся на этапе формирования Низкий объем моральных и социальных знаний, нет стремлений
4 Информационный Интерпретирует полученную информацию в контексте содержания проекта; Излагает те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него Излагает полученную информацию

Конечный продукт проекта:
- многофункциональная национально-игровая зона в школьном дворе;
- альбом с иллюстрациями (фотографий, рисунков, сделанных по ходу реализации проекта);
- виртуальная галерея «Я познаю мир» на сайте http://rozadorzhievna.ucoz.ru/

Ожидаемый результат:
- Улучшение общего вида школьного двора, соответственно главной сельской улицы;
- Выделение различных уровней формирования, степени приобщения (от понимания до заимствования некоторых образцов деятельности и селективного их применения);
- Положительное изменение личностных отношений, повышение уровня социального капитала младших школьников;
- Снижение риска и активность сторон во взаимодействии;
- Расширение коммуникации младших школьников;
- Приобретение черты постоянства формируемых качеств у младших школьников;

Оценка результативности проекта, его устойчивость:
- промежуточное (в середине выполнения проекта), итоговое (после выполнения проекта) и воздействующее (устойчивость результатов уже выполненного проекта, определяется через некоторое время после окончания) оценивание выполнения проекта;
- тип и глубина изменений межличностных отношений младших школьников (применение полученных умений в повседневной жизни);
- появление устойчивых взаимосвязей;
- создание инновационных социальных технологий;

Перспективы проекта:
Тематику мини- проектов можно продолжить, пока будет сохраняться интерес у детей. Могут быть варианты тем, близкие школьникам: «Китайская культура» «Культура Монголии» - как находящихся по «соседству» территориально, «Культура Мали» - как далекая загадочная страна; форма работы должна соответствовать возрастным особенностям; Доля участия родителей уменьшается, возрастают самостоятельность детей, умение строить диалог.

Бюджет проекта:
№ Статья расходов Запрашиваемая сумма Из них оплата производится за счет:
Краевой грант Спонсоры
1 Проект «Национально – игровая зона» 6765 руб
Из них: транспортные расходы 1085 руб
Расходы на строительные и другие материалы 4180 руб
Непредвиденные расходы 1500 руб
2 Проект «Фестиваль культуры народов» 7600 руб
Из них:
Расходы по проведению мероприятий 7100 руб
Непредвиденные и другие расходы 500 руб
Итого: 14365 руб 13280 1085

Литература:

1. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование. Как изменить отношения в школе. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Изд.дом «Новый учебник», 2003 – 48 с.
2. Горский В.А. и др. Примерные программы внеурочной деятельности / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов – М.: Просвещение, 2001
3. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. B.C. Магун. — М.: Издательство Института социологии РАН, 2006.- 327 с.
4. Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Ч. 1,2.- М.: Просвещение, 2011.
5. Луков В.А. Социальное проектирование. Изд-во Флинта. М.: 2007. – 239 с.
6. Курбатов В.И., Курбатова О.В. социальное проектирование. Учебное пособие. Изд-во Феникс. М.: 2001. – 416 с.
7. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Социальный капитал: теория и психологические исследования: Монорафия.- М.: РУДН, 2009.- 233 с.
8. ФГОС НОО

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz