Сила наша в единстве. Так называлось совместное мероприятие органов системы профилактики МО «Сельское поселение «Гунэй», которое прошло осенью прошлого года в сельском Доме культуры. Оно проводилось с целью пропаганды здорового образа жизни, снижения правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи. Особенностью акции было то, что в данном мероприятии принимали участие школьники совместно с взрослыми: руководители учреждений муниципального образования «Гунэй» отчитывались об участии в акции, школьники выступили с сообщениями, исследованиями, а молодежная агитбригада «Новая волна» - с представлением на актуальную для нашего села тему.
В день проведения совместного мероприятия в СДК были приглашены школьники, молодежь, население села. Начали акцию ведущие, затем слово предоставили главе администрации сельского поселения Дармаеву Р.Ц.. Он вкратце раскрыл цель и задачи проводимой акции. Отчет руководителей проводился с обязательным сопровождением мультимедиа: директор школы ознакомил присутствующих с результатами опроса (анкетирования), различных конкурсов среди школьников. Вот примерные вопросы анкеты: насколько равноправно в школе учителя относятся к ученикам, каково правовое положение в семье, где вы ощущаете себя в безопасности - в школе или в семье? Предложения по возможным мерам предотвращения употребления пива, курения и т.д. Какие первоочередные действия в области защиты прав ребенка вы бы провели, находясь на посту Главы администрации МО один день? Какие изменения в школе, в участковой больнице и т.п. вы могли бы предложить? Что вы думаете о ранних браках (несовершеннолетняя семья)? Есть ли примеры в нашем селе? Во время летних каникул как используются права на труд? Как относитесь к абортам среди девочек? Насколько открыто можете выражать собственное мнение в школе, дома?
У каждого человека свойства нервной системы предопределены генотипом и воспитание не может изменить их коренным образом. Но можно и нужно воспитывать подрастающее поколение так, чтобы он знал о своих природных особенностях и вырабатывал навыки саморегуляции, коррекции и управления собой. О том, что сделано по этой проблеме, говорится в отчете участкового педиатра МУЗ «Гунэйская участковая больница».
Одной из актуальных проблем является алкоголизм, поэтому это было темой нашего исследования. С ее результатами мы ознакомили присутствующих.
Все мы знаем, что алкоголизм, как зло и болезнь нашего общества, с каждым годом распространяется. Пьют не только мужчины, но и женщины. Самые распространенные поводы для распития водки (а не вина!) – это праздники, дни рождения, долгожданные встречи друзей.… Доходят до того, что обмывают обновку.
Самое страшное сегодня – наши сверстники, подростки употребляют спиртные напитки. Жигмит Тумунов в своей книге «Этнопедагогика агинских бурят» пишет, что «причин распространения этого бедствия немало, одна из них забытая добрая традиция наших предков – традиция трезвости» [2, с. 44]. На ее идее воспитывались многие поколения наших предшественников, считавших трезвость одним из основных признаков дееспособного и полноценного человека.
Нами был проведен опрос населения. Оказывается, многие из нас не знают буддийские заповеди об алкоголизме. Если человек начал пить:
в 20 лет: значит, он не смог определиться со своей будущей жизнью;
в 30 лет: он не осознает самого себя, не думает о семье;
в 40 лет: став алкоголиком, не сможет устроить свое жилье;
в 50 лет: не надет смысла жизни;
в 60 лет: не будет никакой счастливой жизни;
в 70 лет: за ним никто не будет ухаживать, ему будет слишком одиноко [3, с. 12].
Однако дальнейшее развитие бурятского общества привело к необходимости принятия законодательных актов для борьбы с пьянством. Первый правовой документ бурят – Хэб (по-русски – Положение) принят в 1763 году. Он состоял из трех статей, одна из которых называлась «О борьбе с пьянством». Так, «Положение 1763 г.» устанавливало «запретить питье архи (водки по Жигмит Тумунову) кем бы то ни было моложе 40 лет» [4, с. 24]. Лица моложе 40 лет, но старше 30 имели возможность употребления водки по разрешению сайтов и стариков при особо важных событиях в их жизни. Документом предусматривался штраф за самовольное употребление водки: «Если будут пить (имеется в виду без разрешения), то они подвергаются взысканию в виде лишения заседланного и взнузданного коня» [2, с. 47]. Штраф, безусловно, большой, так как седло и узда стоили дороже, чем одна лошадь. Эти акты имели огромное значение, служили надежным гарантом борьбы против распространения пьянства.
Но так как нынешний штраф за нахождение в общественных местах в пьяном состоянии и стоимость услуг медвытрезвителя несравненно малы с предыдущим, пьянство стало болезнью немалого числа бурят, угрозой благополучия многих семей, затягивая в свою трясину и подростков.
Чтобы предотвратить распространение алкоголизма, большинство респондентов предлагают открыть фитнес-клуб, развлекательные кружки, запретить продажу спиртных напитков и лишить свободы пьяного человека на несколько суток.
Также мы предлагаем:
- запретить или уменьшить массовое празднование дня рождения, обмывания обновок;
- поучать, разъяснять детям смысл буддийских заповедей и поговорок, начиная с дошкольного возраста в ДОУ;
- не пить спиртное во время проводин. А проводить их так, как наши предки. Они давали юношам пить молоко не всю чашу, а половину, приговаривая: «Остальную чашу выпью после прихода их армии» [1, с. 65].
Мы должны возродить ее – таков итог акции.
Литература:
1. Буда-Ханда Цырендоржиева «Хун болохо багаhаа»
2. Жигмит Тумунов «Этнопедагогика агинских бурят»
3. Толон. № , 2009 г. Приложение «Дунгар»
4. Ялбак Халбай «Чингисхан гений»