Тема: «Сложносочиненное предложение»
Базовые : знания – состава сложного предложения; предикативные части в ССП независимы друг от друга (равноправны);
умения – называть и различать сложное предложение по количеству грамматических основ в составе предложения; строить схему сложного предложения;
Развиваемые: знания – функции сочинительных союзов; классификацию типов сложносочиненных предложений и виды связи между его частями;
умения – по отличительным признакам (наличие сочинительного союза между предикативными частями, независимость и равноправие предикативных частей проявляется в том, что от одной части предложения к другой нельзя поставить вопрос) опознавать ССП; различать ССП от простого предложения с однородными членами; различать виды ССП, понимать их основные значения; отличать основные и дополнительные значения предложений разных видов; расставлять знаки препинания; аргументировать употребление союзов и знаков препинания; строить схему сложносочиненного предложения; классифицировать типы сложносочиненных предложений и видов связи между его частями; характеризовать тип предложения, иллюстрируя ответ конкретными примерами; употреблять в речи ССП и знаки препинания; ориентироваться в фактах и явлениях данной области языка;
Основные понятия по теме «Сложносочиненное предложение»:
1. отличительной особенностью ССП является наличие сочинительного союза между предикативными частями;
2. равноправие и независимость предикативных частей проявляется в том, что от одной части предложения к другой нельзя поставить вопрос;
3. в то же время независимость предикативных частей относительная (слабая), так как речь идет об одном предложении, включающей несколько грамматических основ;
4. союзы в ССП, выражая связь между простыми предложениями, не входит ни в одно из них, а располагаются между ними (при перестановке простых предложений союз остается между предложениями);
5. если простые предложения в составе сложного можно переставить, значить, они по смыслу равноправны по отношению друг к другу;
6. ССП можно заменить СПП
7. используются и дополнительные средства связи: а) очень часто предложение имеет один общий для всех частей второстепенный член предложения; б) слова, требующие пояснения (Наш спутник заболел, и ЭТО всех волновало);
8. основные отношения между предикативными частями выражаются соответствующими союзами (соединительные, противительные и разделительные);
9. в каждом предложении присутствует оттенок основного значения (например, в предложениях с соединительными отношениями очень часто выражается временное значение последовательности или одновременности протекания событий, нередко причинно-следственные отношения: Сверкнула молния и послышался раскат грома (временное значение последовательности). Ярко сияло солнце, и все кругом зеленело (временное значение одновременности). Скупой с ключом в руке от голода (причина) издох (следствие) на сундуке (причинно-следственные отношения) (И.Крылов))
10. разная степень связи частей предложения при письме отражается знаками препинания (запятая, точка с запятой и тире);
8.запятая не ставится, если есть в ССП общий второстепенный член;