Формирование основ социального капитала школьников через проекты
В условиях глобализации, интеграции, рыночной
экономики не только утрачиваются духовные ценности, но и изменяются
отношения между людьми: меньше доверия, снижается уровень гражданской
(этнической) идентичности, толерантности, социальной сплоченности.
Результаты исследования уровня состояния социального капитала школьников, педагогов и родителей нашей школы (находящейся в отдаленной от районного центра сельской местности) по методике Татарко А.Н. и Лебедевой Н.М. (Приложение №1. Методика исследования) показывают, что 45 % опрошенных не доверяют СМИ, 53% отмечают тенденцию снижения социальной сплоченности на селе (причина - рыночная экономика), 65 % наблюдают падение уровня гражданской, этнической идентичности молодого поколения, 77% - для развития социального капитала необходим новый облик школы. Этот факт подтверждает статья (Приложение № 2. Статья), напечатанная в районной газете («Агинская правда», № 129 (11762) от27.10. 2012 г.).
По мнению исследователей Татарко А.Н. и Лебедевой Н.М., доверие,
сплоченность, взаимная толерантность, гражданская (этническая) идентичность –
четыре компонента социального капитала и есть социальный механизм, управляющий
неопределенностью социальных отношений и призванный снизить риск и активность
сторон во взаимодействии, коммуникация становится более широкой, приобретает
черты постоянства [5, с.21].
Школа как социальный институт имеет большие возможности для развития социального капитала, в младшем школьном возрасте необходимо формировать его основы.
Цель проекта: формирование основ
социального капитала младших школьников через проекты;
Задачи проекта:
Ø Создать
национально-игровую зону как среду (условие) для формирования основ социального
капитала;
Ø Разработать нормативно
– правовую основу проекта, критерии
уровня формирования основ социального капитала;
Ø Организовать
фестиваль культуры народов, позволяющий получить младшим школьникам
практический опыт межличностного отношения;
Ø
Выпустить альбом с иллюстрациями, создать виртуальную галерею «Я познаю мир».
Достижение поставленной цели и задач
осуществляется в три этапа:
Первый этап
- проект «Национально – игровая
зона в школьном дворе» (Приложение № 3. Проект
«Национально-игровая зона»). Срок: октябрь
2012 – декабрь 2013г. Второй этап - проект «Фестиваль культуры народов» (Приложение № 4.
Проект «Фестиваль культуры народов». Срок:
февраль – апрель 2013 г.
Третий этап – анализ и обобщение. Срок: май 2013 г. Участники проекта: учащиеся 1-4 классов,
родители, педагоги, технические работники школы, выпускники; привлекаются
учащиеся 7 – 8 классов, пенсионеры;
Проектный замысел: По-настоящему эффективное формирование основ социального капитала, во-первых, невозможно в «стенах здания», которое морально устарело, не соответствует современным потребностям. Проект «Национально – игровая зона в школьном дворе» направлен на создание в школьном дворе многофункциональной национально – игровой зоны: зона русской культуры – это домик с плетеной изгородью, скамеечкой, «колодец», коромысло и ведра – «кашпо» для цветов; зона бурятской культуры – это юрта – «песочница», телега – «шахматная доска»; коновязь – «турник»; зона английской культуры - это телефонная будка – «уголок уединения», Биг Бэн – «ракета», «двухэтажный английский автобус». Общая занимаемая площадь – 40 кв.м (Приложение № 5. Карта зонирования школьного двора). Во-вторых, глубинный уровень овладения основами социального капитала видится нами на уровне осознания и включения в субъектную деятельность младших школьников, применения полученного опыта в практической жизни. Проект «Фестиваль культуры народов» позволяет реализовать данную идею, используя следующие методы - «вхождение» в культуру другого народа, переживание, стимулирование, ситуативные методы; приемы – «ломки стереотипов», «истории своего рода, про себя», Разработана нормативно-правовая основа проекта (Приложение 6. Положения).
В целом проект позволяет:
- раскрыть путь формирования социального капитала младших школьников;
- достичь нового качества образования,
отвечающего потребностям всех участников образовательного процесса и основных
заказчиков образовательных услуг; на основе данного опыта младшие школьники приобретут
мотивацию и навыки моделирования социального пространства, активизируют свою
гражданскую позицию;
- постичь культурные ценности, нормы и образцы поведения своего и других народов (от понимания до заимствования некоторых образцов деятельности и селективного их применения);
- гарантировать возможность вовлечения каждого воспитанника в деятельность по реализации проекта;
- положительно изменить межличностные отношения (доверие, социальная сплоченность, толерантность, идентичность);
- раскрыть свои таланты, реализовать интересы;
- добиваться в последующем личного и
социального успеха;
Литература:
1.
Беспалова
Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование. Как изменить отношения в
школе. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.:
Изд.дом «Новый учебник», 2003 – 48 с.
2.
Горский
В.А. и др. Примерные программы внеурочной деятельности / В.А. Горский, А.А.
Тимофеев, Д.В. Смирнов – М.: Просвещение, 2001
3.
Гражданские, этнические и религиозные
идентичности в современной России / Отв. ред. B.C. Магун. — М.: Издательство
Института социологии РАН, 2006.- 327 с.
4.
Данилюк А.Я.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Ч. 1,2.- М.:
Просвещение, 2011.
5.
Луков В.А. Социальное
проектирование. Изд-во Флинта. М.: 2007. – 239 с.
6.
Курбатов В.И.,
Курбатова О.В. Социальное проектирование. Учебное пособие. Изд-во Феникс. М.:
2001. – 416 с.
7.
Татарко А.Н.,
Лебедева Н.М. Социальный капитал: теория и психологические исследования:
Монорафия.- М.: РУДН, 2009.- 233 с.